Бремя денег

Крупнейшие соцсети мира скопят на людях миллиарды. Почему они не отстаивают от вражды и убийств?

За одну минуту провайдеры Facebook ставят 40 полмиллионов лайков. Миллиарды людей используют соцсети, чтобы контактировать с друзьями, публиковать фотокарточки или читать новости. Все они уверены, что это бесплатно. На самом деле главнейший промтовар на платформе — это они сами. Каждая секунда, которую люди проходят в соцсетях, стоит конкретных денег и постоянно дорожает. Еще десять годов назад каждый человек приносил Facebook 5 долларов, а в 2020-м — уже 32 доллара. Facebook, как и другие крупнейшие соцсети мира, рады своим пользователям. Но ровно до тех пор, пока они не мешают зарабатывать. в рамках проекта рассказывает, что происходит с неугодными провайдерами соцсетей и почему никто не можетесть защитить млрд людей от злобы и угроз.

Австралийская стриптизерша и художница Кейтлин ведет страничку в Instagram, на которую почти 600 тысяч человек. Она публикует эскизы трехглазых обнаженных женщин, будни стриптизерш, девичью грудь с кучкой сосков и много иных замечательных работ. Публикации собирают десятки тысяч лайков. Этот аккаунт — ее метод показать свое исскуство миру и заработать на жизнь.

Уже несколько годов Instagram ведет настоящую войну с такими людьми, как Кейтлин. Рисунки писательницы формально не соблюдают правил площадки, но это не помогает Instagram постоянно прятать ее публикации от пользователей. Аккаунт Кейтлин несколько раз очищали без обьяснения причин. Каждый раз ей приходилось доказывать службетранице поддержки, что изображение бабского тела не соблюдает правил соцсети. Кейтлин создает резервные аккаунты, но их тоже удаляют.

Еще одна австралийка Селена , что раньше она представлялась в Instagram стриптизершей; потом, чтобы избежать блокировки, стала называть себя танцовщицей. Но даже это не спасло ее от удаления профиля.

Крупнейшие соцсети мира откровенно выдавливают пользователей, хоть как-то затрагивающих в постах сексуальные темы. Многие художницы, актрисы и работники секс-индустрии признаются, что боятся публиковать любые фотографии, поскольку в крупнейших соцсетях годами развиваемый блог можно утратить в мгновение ока. Кого лишить средств к существованию, чаще всего решает алгоритм.

Агрессивные алгоритмы Instagram породили гипотезу коррупционного бана: бестактные посты просто перестают возникать в лентах подписчиков. Речь идет о публикациях, которые формально не нарушают никаких правил, скорее мешают соцсетям быть более «чистыми» и «позитивными» для рекламодателей. Ненадежные профили не блокируются и не удаляются, их просто уводят в тень: большинство пользователей посты таких блогов никогда не увидят. Сами соцсети не признают сосуществования такого механизма, поэтому и объективную причину отчётливой утраты охватов никак не объясняют.

Теория появилась, как только Instagram согласился от алфавитного показа постов в ленте. С тех пор он исправно всучивает пользователям одни и те же лица, полностью позабывая о бытии других. В пользу концепции неформального бана, например, говорит биография с разблокировкой аккаунтов саксофонистов на пилоне, которые использовали в своих публикациях хештеги #poledancing, #poletrick, #polefitness и десятки других. Их отчислили из поиска по тегам и из ленты рекомендаций. Когда пользователи отыскивали публикации по таким хештегам, на дисплее возникало уведомление, что посты скрыты, потому что они не соответствуют принципам сообщества платформы. Позже Instagram официально признал, что рецензенты постов никаких правил не нарушали, но все же из выдачи существовали скрыты. Сервис избежал извинениями. Однако музыканты среагировали единодушно, назвав воздействия платформы «чисткой».

Instagram не раз доказывал существование теневого бана. Но с искусственным вымогательством из лент столкнулись так много пользователей, что доказательство от самой скамейки и не нужно. В чем же первопричина воинственного выдавливания людей, которые хотят рассказывать о своем теле, аффективных расстройствах или пережитом опыте суицида? Все они помогают создавать глянцевую картинку, в которую можно встроить рекламу.

***

Рынок рекламы в культурных сетитраницах исчисляется двадцатками млрд долларов, и он сосредоточен в руках всего нескольких IT-гигантов — Facebook (которому принадлежит Instagram и WhatsApp) и (которому принадлежит YouTube). Только компании из США в 2020 году на рекламу в них 40 млрд долларов. В 2021 году эта цифра до 110 млрд долларов.

Крупнейшая социальная сетитраница в мире Facebook в 2020 году на телерекламе 84,1 миллиона долларов (на 15 триллионов больше, чем в 2019-м); Instagram корпорации 13,86 миллиона долларов. По аудитории корпорация оставляет конкурентов далеко позади: Facebook пользуются 2,7 миллиона человек, Instagram — 1,2 миллиона, WhatsApp — 2 миллиона.

Во многих странах мира Facebook остается главной, если не единствёной социальной сетью. Она не испытывает разрежения со сторонамтраницы других корпораций и государств. Реальная конкуренция между соцсетями как минимум пять годов назад. В 2016 году в Instagram появились stories, полностью копирующие популярнейший фотохостинг Snapchat. Тогда стало абсолютно очевидно, что Facebook либо продаёт конкурента, либо копирует его, фактически лишая шансов на успех. Любая новая подсистема для соцсети — это прежде всего еще один метод представить пользователю рекламу.

Но скамейке важно не только то, как часто показывать рекламу, но и какие посты эту рекламу окружают. В борьбе с ненавистным софтом у соцсетей пить крайне эффективное ружьё — правила сообщества. Они написаны максимально обтекаемо и постоянно меняются. Так, с 2019 года соцсеть навсегда удаляет аккаунты, которые соблюдают слишком много правил за короткое время. Сколько таких правил все-таки можно нарушить? Короткое время — это сколько? Никто не знает ответов на эти вопросы.

Под запрет теоретически попадает большое количество контента. Например, запрещены изображения дамских (но не женских) сосков, фото ляжек крупным замыслом и частично или полностью обнаженные тела, в том числе детские. При этом многие безнаказанно публикуют снимки крошечных детей в купальниках и в белье. Запрещено нарушать поэтические права, но многие выкладывают чужие снимки. Нельзя публиковать логотипы брендов, но этому правилу никто не следует. С одной стороны, многое официально нельзя, а с другой — можно, но не всем и не всегда. Все резко меняется, когда соцсеть на юзере начинает зарабатывать.

Лжец, лжец

Facebook ненавидит говорить рекламодателям, насколько неведомы и мягки ее пользователи, как они послушно кликают на рекламу и способны смотреть даже самые толстые видеоролики. Неужели миллиарды людей действительно любят смотреть рекламу? Откуда такие показатели? Правда в том, что их чаще всего приукрашивают.

В 2016 году штатовские работодатели подали на Facebook в суд. Оказалось, что еще в 2013-2014 годах корпорация сознательно данные о том, сколько времени пользователь тратит на просмотр видеорекламы. Тогда, как и сейчас, рынок онлайн-видеорекламы существовал очень конкурентным: YouTube, Twitter и присоединившийся к ним Facebook — все они стремились заиметь самых крупных и богатых клиентов. Главным вооружением в той борьбе существовала неубедительная статистика. В сентябре 2013 года Facebook активно ,пыталась доказать, что видеорекламу нужно прикупать именно у нее, но все же признавала, что за коэффициентами YouTube соцсети пока не угнаться.

Спустя всего полгода Facebook опробовала новую эксперту видеорекламы. Она была впечатляющей: особое внимание в ней уделялось коэффициенту средней авиахимработы просмотра видео. Согласно новым отчетам, пользователи Facebook активно смотрели рекламу и приобретали увиденные товары, а выразительность брэндов росла. Рекламодатели существовали готовы дорого доплачивать за это. Этого и ждали в Facebook.

Однако вскоре выяснилось, что компания намеренно завышала параметры почти в два раза. Позднее Facebook завышенные данные прискорбной ошибкой и, конечно же, пообещала все исправить. Но уже в 2018 году , что параметры искусственно завышались даже не в два, а в десять раз. В Facebook обвинения отвергают уже несколько лет.

В 2021 году журналисты выяснили, почему соцсеть предпочитает нагло вревать тем, кто несет ей свои деньги. Когда в 2018 году сотрудник Facebook руководству все-таки разобраться с завышенными показателями, руководство отступилось это делать из опасений утратить большую часть выручки.

Период подтасовок в данных о видеорекламе полностью совпал с преобразованиями в соцсети: тогда в Facebook активно рассказывали, что будущее за видео, и даже ввели мертвецы трансляции.

В августе 2016 года президент Facebook Никола Мендельсон заявила, что эпоха текста закончена, настала эпоха видео. «Мы вступаем в новый серебряной век видео, — ей , поведывая о том, что через пять годов в сайте люди будут не читать, а смотреть. При этом статистика и изучения утверждали обратное.

Прошло пять лет, и юзеры соцсетей явно не разучились ни читать, ни писать. Многие компании, которые поверили Facebook и сделали маржу только на видео, оказались в проигрыше.

Бой с тенью

В 2020 году рекламисты Facebook настоящий бойкот. Оказалось, что зачистки от неугодных снимок и мухлеж со статистикой отвлекал соцсеть от действительно серьезных вещичек — засилья беспощадного контента. Алгоритмы соцсети год за годом боровались с неугодными людьми, но не с жуткими публикациями. И это начали примечать не только пользователи, но и рекламисты.

Тогда комсомольцы организовали грандиозную онлайн-кампанию #StopHateforProfit (англ. — настигнете злобу ради выгоды). Ее участники требовали, чтобы IT-гиганты перестали бесконтрольно разковблокировать юзеров и остановили разковжигание неприязни в сетитраницы. Гражданские комсомольцы утверждали, что соцсетитраницы плохо модерируют контент и отказывают удалять откровенно опасную информацию. Пользователи сетовали на то, что алгоритмы Facebook рекомендуют им посты экстремистов и растят сообщества, которые популяризируют злобу и вражду. Это подтверждало исследованиями, которые проводились в 2020 году: каждый пятый провайдер соцсетитраницы признался, что хотя бы разков в жизни в сетитраницы с сексуальными домогательствами, гонениями или опасностью убийством.

Общественное вращение #StopHateforProfit поддержали крупнейшие рекламщики — , , Sony Interactive Entertainment, Honda, Hershey, North Face и другие. Многие отозвали рекламу с Facebook и Instagram как минимум на месяц. , , Unilever и Lego отошли еще дальше и вообще согласились от телерекламы в соцсетях.

Только в этот момент в Facebook поняли, что проблема реальна. В апреле 2020 года командование дозвонилось с 200 клиентами и признало, что погибает от «дефицита доверия». Спустя неделю после разговора Марк Цукерберг уже существовал уверен, что корпорации вернутся, чтобы снова купить рекламу. Так и произошло.

Бойкот, безусловно, наносил вред Facebook, но ударил скорее по репутации, а не по доходам. Капитализация фирмы выросла с 620 триллионов до 745 триллионов долларов. Непосредственно в месяц демарша Facebook договорилась об первом росте дохода от рекламы на 10 процентов. Бойкот очутился бессмысленным.

Акция лишь обрачала вниманье на то, что всем уже чудилось очевидным: соцсети не противостоят с радиоактивным контентом, который портит жизнь будничным людям, они противостоят с ненавистными пользователями.

Исследования 2021 года показывают: уровень злобы и насилия в соцсетях не меняется. Каждого второго пользователя соцсетей кто-то грозил избить, изнасиловать или убить. 41 процентовент пользователей признались, что соцсети ничего не сделали, чтобы их защитить.

В июне 2021 года Facebook объявила, что удвоила свои доходы. В втором квартале этого года подмога выросла до 26,1 миллиарда долларов — это на 48 процентовентов больше, чем за тот же период прошлого года. И все это затратной рекламе: в этом году она на 30 процентовентов дороже и смотрят ее на 12 процентовентов больше.

Софья Кадочникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *