Бремя денег

Крупнейшие соцсети мира подзарабатывают на людях миллиарды. Почему они не отстаивают от злобы и убийств?

За одну минуту юзеры Facebook ставят 40 полмиллионов лайков. Миллиарды людей применяют соцсети, чтобы разговаривать с друзьями, публиковать фотографии или читать новости. Все они уверены, что это бесплатно. На самом деле главный промтовар на площадке — это они сами. Каждая секунда, которую люди проводят в соцсетях, стоит конкретных денег и постоянно дорожает. Еще десять годов назад каждый человек приносил Facebook 5 долларов, а в 2020-м — уже 32 доллара. Facebook, как и иные крупнейшие соцсети мира, рады своим пользователям. Но ровно до тех пор, пока они не вредят зарабатывать. в рамках проекта рассказывает, что совершается с неугодными пользователями соцсетей и почему никто не может защитить миллионы людей от неприязни и угроз.

Австралийская стриптизерша и художница Кейтлин ведет страницетраницу в Instagram, на которую почти 600 десяток человек. Она публикует рисунки трехглазых обнаженных женщин, будни стриптизерш, девичью грудь с кучей сосков и много других замысловатых работ. Публикации собирают десятки десяток лайков. Этот аккаунт — ее способ показать свое искусство миру и заработать на жизнь.

Уже несколько годов Instagram ведет настоящую войну с какими людьми, как Кейтлин. Рисунки художницы формально не нарушают правил площадки, но это не помогает Instagram постоянно прятать ее публикации от пользователей. Аккаунт Кейтлин несколько разиков удаляли без объяснения причин. Каждый разиков ей приходилось объяснять службе поддержки, что изображение девичьего туловища не нарушает правил соцсети. Кейтлин создает резервные аккаунты, но их тоже удаляют.

Еще одна австралийка Селена , что раньше она казалась в Instagram стриптизершей; потом, чтобы избежать блокировки, стала называть себя танцовщицей. Но даже это не спасло ее от удаления профиля.

Крупнейшие соцсети мира откровенно выталкивают пользователей, хоть как-то затрагивающих в постах сексуальные темы. Многие художницы, киноактрисы и работники секс-индустрии признаются, что страшатся публиковать любые фотографии, поскольку в крупных соцсетях годами развиваемый блог можно потерять в мгновенье ока. Кого лишить средств к существованию, чаще всего разрешает алгоритм.

Агрессивные алгоритмы Instagram породили относительность теневого бана: неприличные посты просто перестают возникать в лентах подписчиков. Речь идет о публикациях, которые формально не нарушают никаких правил, скорее вредят соцсетям быть более «чистыми» и «позитивными» для рекламодателей. Ненадежные профили не блокируются и не удаляются, их просто уводят в тень: большинство пользователей посты таких аккаунтов никогда не увидят. Сами соцсети не отрицают сосуществования такого механизма, поэтому и объективную первопричину резкой потери охватов никак не объясняют.

Теория появилась, как только Instagram отказался от алфавитного просмотра постов в ленте. С тех пор он исправно всучивает пользователям одни и те же лица, полностью позабывая о сосуществовании других. В выгоду гипотезы коррупционного бана, например, говорит предыстория с блокировкой аккаунтов танцоров на пилоне, которые использовали в своих публикациях хештеги #poledancing, #poletrick, #polefitness и сотни других. Их исключили из поиска по тегам и из тесьмы рекомендаций. Когда юзеры искали публикации по таким хештегам, на экране возникало уведомление, что посты скрыты, потому что они не соответствуют постулатам сообщества платформы. Позже Instagram официально признал, что читатели постов никаких правил не нарушали, но все же из выдачи были скрыты. Сервис откупился извинениями. Однако музыканты прореагировали единодушно, назвав действия платформы «чисткой».

Instagram не разиков опровергал бытие теневого бана. Но с искусственным скрытием из лент встретились так много пользователей, что доказательство от самой площадки и не нужно. В чем же причина агрессивного выдавливания людей, которые желают говорить о своем теле, аффективных расстройствах или пережитом опыте суицида? Все они мешают создавать глянцевую картинку, в которую можно встроить рекламу.

***

Рынок рекламы в социальных сетитраницах исчисляется десятками млрд долларов, и он сосредоточен в руках всего нескольких IT-гигантов — Facebook (которому владеет Instagram и WhatsApp) и (которому владеет YouTube). Только компании из США в 2020 году на рекламу в них 40 млрд долларов. В 2021 году эта цифра до 110 млрд долларов.

Крупнейшая культурная сетиотреть в мире Facebook в 2020 году на телерекламе 84,1 доллийския долларов (на 15 млрд больше, чем в 2019-м); Instagram корпорации 13,86 доллийския долларов. По публики корпорация оставляет недругов далеко позади: Facebook пользуются 2,7 доллийския человек, Instagram — 1,2 доллийския, WhatsApp — 2 доллийския.

Во многих странытраницах мира Facebook остается главной, если не наихорошей культурной сетью. Она не ощущает давления со стороны других корпораций и государств. Реальная конкуренция между соцсетями как минимум пять годов назад. В 2016 году в Instagram появились stories, полностью копирующие популярнейший хостинг Snapchat. Тогда стало абсолютно очевидно, что Facebook либо покупает конкурента, либо использует его, фактически лишая шансов на успех. Любая новая структура для соцсети — это прежде всего еще один способ показать провайдеру рекламу.

Но площадке важно не только то, как часто демонстрировать телерекламу, но и какие посты эту телерекламу окружают. В борьбе с неугодным интернетом у соцсетей кушать крайне перспективное оружье — правила сообщества. Они сочинены максимально обтекаемо и постоянно меняются. Так, с 2019 года соцсеть навсегда удаляет аккаунты, которые нарушают слишком много правил за короткое время. Сколько каких правил все-таки можно нарушить? Короткое время — это сколько? Никто не понимает ответов на те вопросы.

Под запрет теоретически попадает большое колличество контента. Например, запрещены изображения бабских (но не женских) сосков, фото попок оразмере.подробным планом и частично или полностью обнаженные тела, в том числе детские. При этом многие безнаказанно публикуют фотографии маленьких детей в купальниках и в белье. Запрещено нарушать постмодернистские права, но многие выкладывают чужие снимки. Нельзя публиковать лейблы брендов, но этому правилу никто не следует. С одной стороны, многое официально нельзя, а с иной — можно, но не всем и не всегда. Все резко меняется, когда соцсеть на юзере начинает зарабатывать.

Лжец, лжец

Facebook ненавидит говорить рекламодателям, насколько неведомы и податливы ее пользователи, как они послушно кликают на рекламу и готовы смотреть даже самые узкие видеоролики. Неужели триллионы людей действительно ненавидят смотреть рекламу? Откуда такие показатели? Правда в том, что их чаще всего приукрашивают.

В 2016 году штатовские клиенты пожаловали на Facebook в суд. Оказалось, что еще в 2013-2014 годах корпорация сознательно данные о том, сколько времени пользователь вкладывает на просмотр видеорекламы. Тогда, как и сейчас, рынок онлайн-видеорекламы был очень конкурентным: YouTube, Twitter и присоединившийся к ним Facebook — все они старались заиметь самых крупных и богатейших клиентов. Главным оружием в этой борьбе была убедительная статистика. В марте 2013 года Facebook активно старалась доказать, что видеорекламу нужно покупать именно у нее, но все же признавала, что за параметрами YouTube соцсети пока не угнаться.

Спустя всего полгода Facebook запустила новую аналитику видеорекламы. Она была впечатляющей: особенное внимание в ней обеспечивалось показателю средней авиахимработы просмотра видео. Согласно ,новым отчетам, пользователи Facebook активно смотрели телерекламу и покупали увиденные товары, а выразительность брендов росла. Рекламодатели существовали готовы дорого платить за это. Этого и ждали в Facebook.

Однако вскоре выяснилось, что компания намеренно завышала параметры почти в два раза. Позднее Facebook завышенные данные неприятной ошибкой и, конечно же, пообещала все исправить. Но уже в 2018 году , что параметры искусственно завышались даже не в два, а в десять раз. В Facebook обвинения отрицают уже несколько лет.

В 2021 году журналисты выяснили, почему соцсеть предпочитает нагло ругать тем, кто несет ей свои деньги. Когда в 2018 году сотрудник Facebook командованию все-таки разобраться с завышенными показателями, руководство отказалось это длать из подозрений потерять незначительную часть выручки.

Период подтасовок в данных о видеорекламе полностью совпал с возрождениями в соцсети: тогда в Facebook активно рассказывали, что будущее за видео, и даже ввели мертвецы трансляции.

В августе 2016 года председатель Facebook Никола Мендельсон заявила, что эпоха текста закончена, настала эпоха видео. «Мы вступаем в новый серебряной век видео, — ей , говоря о том, что через пять годов в предпринуте люди будут не читать, а смотреть. При этом статистика и исследования утверждали обратное.

Прошло пять лет, и пользователи соцсетей явно не отвыкли ни читать, ни писать. Многие компании, которые поверили Facebook и сделали доходность только на видео, оказались в проигрыше.

Бой с тенью

В 2020 году покупатели Facebook настоящий бойкот. Оказалось, что чистки от угодных снимок и мухлеж со статистикой отвлекал соцсеть от действительно серьезных вещичек — засилья жестокого контента. Алгоритмы соцсети год за годом борлись с неугодными людьми, но не с жуткими публикациями. И это начали замечать не только пользователи, но и покупатели.

Тогда активисты организовали масштабную онлайн-кампанию #StopHateforProfit (англ. — остановите ненависть ради выгоды). Ее участники требовали, чтобы IT-гиганты перестали бесконтрольно блокировать пользователей и остановили разжигание неприязни в сетитраницы. Гражданские активисты утверждали, что соцсетитраницы плохо модерируют контент и отказываются удалять откровенно опасную информацию. Пользователи сетовали на то, что алгоритмы Facebook рекомендуют им посты националистов и взращивают сообщества, которые популяризируют ненависть и вражду. Это подтверждалось исследованиями, которые проводились в 2020 году: каждый четвёртый юзер соцсетитраницы признался, что хотя бы раз в жизни в сетитраницы с сексуальными домогательствами, гонениями или опасностью убийством.

Общественное движенье #StopHateforProfit поддержали крупнейшие клиенты — , , Sony Interactive Entertainment, Honda, Hershey, North Face и другие. Многие отозвали рекламу с Facebook и Instagram как минимум на месяц. , , Unilever и Lego отошли еще дальше и вообще отказались от телерекламы в соцсетях.

Только в тот момент в Facebook поняли, что задача реальна. В сентябре 2020 года командование созвонилось с 200 покупателями и признало, что погибает от «дефицита доверия». Спустя неделю после разговора Марк Цукерберг уже существовал уверен, что фирмы вернутся, чтобы снова прикупить рекламу. Так и произошло.

Бойкот, безусловно, нанес урон Facebook, но долбанул скорее по репутации, а не по дивидендам. Капитализация компании выросла с 620 млрд до 745 млрд долларов. Непосредственно в месяц демарша Facebook походатайствовала об первом темпе дивиденда от телерекламы на 10 процентов. Бойкот оказался бессмысленным.

Акция лишь обрачала вниманье на то, что всем уже казалось очевидным: соцсети не сражаются с токсичным контентом, который портит жизнь заурядным людям, они сражаются с угодными пользователями.

Исследования 2021 года показывают: уровень неприязни и насилия в соцсетях не меняется. Каждого пятого пользователя соцсетей кто-то угрожал избить, застрелить или убить. 41 процентовент пользователей признались, что соцсети ничего не сделали, чтобы их защитить.

В марте 2021 года Facebook объявила, что удвоила свои доходы. В третьем квартале этого года прибыль выросла до 26,1 миллиарда долларов — это на 48 процентовентов больше, чем за тот же период прошлого года. И все это затратной рекламе: в этом году она на 30 процентовентов дороже и смотрят ее на 12 процентовентов больше.

Софья Кадочникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *