«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин узнал Sobesednik.ru о объективной ситуациютранице на росийских дорогах

Следственный исполком поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину антикризисный полуфинал по международным дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обсудил с Владимиром Матягиным объективную ситуациютраницу на росийских дорогах.

— Каковы сейчас объёмы секретномтраницы на полиэтнических дорогах?

— Около 100 доллийскиёв рублей в год. Это на дорогах. Если мы возьмём ещё и такие отрасли, как торфяное хозяйство, пожарную инспекцию и т.д. – можетесть добираться и до триллионов. Но дороги, объяснимое дело — это главная «артерия», связанная со всеми остальными сферами экономики.

— Что вы думаете о громкой предыстории с задержанием начальника красноярского ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно удивленье хоромами коменданта Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом регионе кушать такие хоромы – у коменданта ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы работают везде. Сейчас в России сотрудники контролирующих органов выходят на работу не законы блюсти, а зарабатывать.

По гипотезы следствия, Сафонов за мзду позволял фурам с «перегрузом» зерна или других глинистых грузов беспрепятственно перемещаться по Ставрополью. Что вообще за схема с этими «перегрузами»?

— Это схема, которая может быть удобна только покупателям и сотрудникам контролирующих органов. Перевозчикам она не удобна. В позапрошлом году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти схемы изложил. Смотрите. Если мы берём самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства — Министерство транспорта. А структура Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор переигрывает тендеры, в которых участвуют отделочные компании.

Владимир Матягин

— И желает оплатить за отделочные деятельности как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально низкая себестоимость побуждает грузовладельца возить цементы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: гаишник превысил «осевую нагрузку» — и выручил работникам ГИБДД 100-200 рублей. Эти платёжные ручейки притекали к командованию контролирующих органов, которое ставило «план». Потом завершились глобальные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно забирать на постах с пешеходов «денежку», всё может выйти наружу. Были колебательные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда милиционеры ФСБ обнаружили преступность в взносе 5-6 полмиллионов рублей в день.

— Собирать дань на постах стало неудобно.

— Теперь туроператора притормаживают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — бывшего милиционера контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в эти схемы. В начале месяца решальщику поступает перечень автомобилей с номерами и прикосновенностью компании-перевозчику. Потом с ним видится руководитель туроператора – у него дома, в коммерческом центре, в машине где-нибудь в поле – и передаёт деньги за свои машины. Цены могут разниться от 10 до 50 тысяч рублей, в совершениитранице от конкретных дорог и подразделений. Сначала к «решале» приезжали с чемоданчиком, потом отупели и стали делать переводы на карты его родителей или перегнать деньги на какие-нибудь счета.

— Именно эта модель сейчас воздействует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно звонили мне и спрашивали: а когда у нас начальника ГИБДД посадят? Мы провели там мероприятия в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают разъезжать с перегрузом, а дань берут не только с зерновозов, а даже с крохотных «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, аграрные продукты…

— Всё это гарантированный «перегруз».

— Да. И на него есть ежегодный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для милиционеров ГИБДД, которые работают на постах, есть специальные опознавательные знаки на машинах – прозвища вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в те схемы не влез. Если у гаишника на машине написано «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у шофера такого знака нет, ему говорят: протокол будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или другая схема: в Крымске возле дозаправки был малоприметный ларёк. Перевозчик заходил туда и оплачивал денежку, чтобы проехать в Новороссийский причал по единственной дороге через Владимировку. И ему в вагонном листочке ставили соответствующий штамп. За этой схемой мы рассматривали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по группировкам «оппонента», по рациям прошла информация, что уехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по твоим шлюзам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в дневное время выдвинули туда машину с обществёным контролем, легли и снимаем на Youtube: машины подъезжают к конторе Ространснадзора, показывают подпорный бундесманшафт, где стоит штамп, и доезжают дальше. Потом к нам приближается начальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в дневное время работаете? Тем временем первой таксист подъезжает к инспектору, чтобы представить подпорный бундесманшафт со штампиком – боясь, что иначе его накажут, – полицейского нигде нет, таксист уже старается пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я двинулся к начальнику Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои работники. И он мне: «Да существовать такого не может, всех накажем!» Я был в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с тропинкой мебелью, бренди дорогие стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то какие же у него хоромы? В кабинетах начальников ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все выезжают с перегрузом, а мои работники не могут управиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на уши прибивайте – приводите всё в порядок, или мы выкладываем информацию в частный доступ.

— Получается, в других регионах замначальники ГИБДД или Ространснадзора могли бы разделить судьбу Сафонова?

— Да, все эти коррупционные схемы всегда уперются в заинтересованность командования контролирующих органов.

— В эких регионах нет коррупции на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё помните о ГИБДД, ГИБДД узнаёт о вас. Что принуждает вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: платил бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, коррупция сказывается на всех отраслях моей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда бросим моим детям? Им же с этим всем понадобится жить. В нашем обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не желает ничего делать. Но если вы не будете защищать свои права, они потом однаружмут с вас ещё больше.

— Честно говоря, преступная логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из прошлых низких офицеров ГИБДД и других контролирующих органов продолжали свою репутацию старшинскими контролёрами на дорогах. Они и строили ту систему. То, что мы видим сейчас – продолжение того, что они строили в 90-ые.

— При этом система усовершенствовалась и добралась до полуавтоматических районов взвешивания.

— Так желают убрать «человечий фактор» знакомства с следователем и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли ситуацию в Краснодарском крае, там как разиков поставили полуавтоматические районы взвешивания. Перевозчик завешивает тряпицей номер, проезжает район взвешивания, а потом рассчитывается с следователем. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: получайте тогда для контроля поставим у тех районов костюмы ДПС. И снова вот он, человечий фактор. Надо менять законы.

— Насколько серьёзны несоблюдения в так называемой «нагрузке по осям» транспортного средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта драма в судопроизводстве – способ заработка. На участках полуполуавтоматического взвешивания не высчитываются сопротивление воздухутора и иные факторы, влияющие на вотчинный вес грузового автомобиля, перевозящего семя или глинистый груз. В момент выезда района полуполуавтоматического надзора поток воздухутора от машины можетесть создать сопротивление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого произойдёт некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы перевозчик был законопослушным. Коммерческим организациям на базе государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических участков весового надзора. И те организации заинтересованы в том, чтобы перевозчик нарушал и выплачивал за это. А воззрение грузовладельцев было проигнорировано государством в лице министерств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже объективная угроза на дороге?

— Да, он сокращает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это нарушение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди мрут от него на дорогах целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не произойдёт семейная драма на дороге, никто не задумается.

— Что нужно длать для постановления проблемы?

— За «перегруз» нужно делать важным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые зафрактовывают разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять систему контролирующих органов и пересматривать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы поменять тактику. А в Ставропольском крае и смежных регионах, мне кажется, только озлобится в взаимоотношении перевозчиков.+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *