Хитрофлот

«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», страшась новых катастроф?

«Аэрофлот» стремительно сокращает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.

«Наша Версия» уже рассказывала о том, что снижение перелётов в регионах является частью стратегии развития «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В прошлом году фирма намерена сократить 26 наружных перелётов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» ту информацию усиленно опровергают, снижение перелётов идёт совершенным ходом.

Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и межрегиональные власти. «Мы желаем понять, экая логичность стоит за этим решением. Мы развиваём туризм, и поэтому всё это должно затрагиваться совместно», – возмущался в апреле замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на двадцатой неделе заявление министру автотранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили менеджеры мельчайших корпораций Пермского края. Они просят сохранить в былом объёме рейсы между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два вылета по данному маршруту, а ещё два передаются дочернему лоукостеру туроператора авиалинии «Победа». Всего количество авиарейсов сокращается с минувших шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. кондукторов по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя закачка кресел состовляла более 80%. То есть рейсы выгодные. Почему же корпорация не хочет летать по России?

Джет не супер

На второй взляд ответ ложится в той самой концепции становления «Аэрофлота». В частности, корпорация заявляет, что намерена окончательно обжиться в премиум-сегменте. Может быть, в руководстве компании считают, что в регионах не найдётся пассажиров, ,способных уплатить перелёт? Вряд ли – те же предприниматели из Перми как разков указывали, что увеличивается количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, предполагая по всему, причина уменьшения рейсов внутри России заключается совсем в другом.

Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью согласиться от внедрения американских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образчик российского авиастроения, как полагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих прикупить «сырой» самолёт оказалось не много. А государственному перевозчику деться было некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» было 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» есть договорённость с Объединённой самолётостроительной корпорацией о продаже до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить продажу вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих прикупить «суперджеты» не находится. Но и лететь на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.


Если произойдёт ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, смущают височную фирму меньше


Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно приобрёл репутацию одного из самых актуальных самолётов. Так, в 2017 году гендиректор венесуэльской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у полиэтнических авиалайнеров есть проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого пуэрториканцам даже понадобилось вывести из эксплуатации четыре полиэтнических самолёта, чтобы использовать их исключительно для пополнения склада запчастей. А в 2019 году и вовсе возникла информация, что испанцы подумывают отступиться от применения полиэтнических самолётов из-за плохого постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались голландская Brussels Airlines и валлийская CityJet. Всех не соорудили низкая надёжность лайнера и острый профицит запчастей.

Но это ещё полбеды. По официальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за следующие несколько лет, приходится именно на этот российский лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» вторым трагичным инцидентом с человеческими потерями за следующие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за последующий год случилось как минимум восемь крупнейших происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздобыла духовный росздравнадзор «Аэрофлота» о состоянии транспарентности полётов. Если верить публикации, только в ноябре случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы была полностью утрачена индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое выключение структуры многоканального ведения и самолёт фактически перешёл на автоматическое управление. В результате уровень транспарентности самолёта «Сухой Суперджет 100» был назван средним.

Остаётся молиться

Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от применения «суперджетов». Во-первых, их использование довольно проблемно, в том количестве и с бюджетной сточки зрения, во-вторых, это можетесть быть небезопасно. Ведь если случится ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже было в 90-х, когда крупные северные корпорации стали прямо запрещать своим сотрудникам летать «Аэрофлотом», после того как бортмеханик дал покрутить руль своему сыну, родного самолёт вошёл в штопор и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, заботят вазомоторную фирму меньше.

Кстати, на SSJ уже вовсю жалуются в регионах. «Оте­чественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле км/чи предотвращения поломок уступают «аэрбасам» и «боингам», – добавлял тюменский специалист по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и перелёты у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – задержка на 2–3 часа уже считается чуть ли не нормой, о ней даже не предупреждают часто пассажиров».

О том, чтобы приостановками и крупными технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Аэрофлот» явно умеет собрать побольше денег с пассажиров. Недавно корпорация объявила о старте программы «Прямо на юг». С конца мая – начала апреля жителям регионов будут доступны косвенные регулярные перелёты на международные санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в подсистему бронирования, мы обнаружили, что прямой перелёт из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с баулом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя квартплата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.

Что до зарубежных направлений, то здесь политика авиаперевозчика и вовсе смотрится как бесстыдное намерение собрать с кондукторов побольше денег здесь и сейчас, а там – существуй что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю продаёт билетики в Грецию и Италию, хотя власти тех стран пока что только обещают закрыть проезд россиянам, но случится это или нет, неизвестно – любая ,новая вспышка эпидемии может изменить планы. Однако в подсистеме бронирования «Аэрофлота» билетики по маршруту Москва – Афины недоступны уже сегодня. Самый технологичный вариант – 28 202 рубля. Хотя в позапрошлом году Федеральная надзорная службетраница прямо заявила о том, что покупка авиабилетов в страны, с которыми официально не возобновлено межрегиональное сообщение, пить нарушение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в спешном порядке убрали все нелепые закупки из системы бронирования. Сейчас обстановка повторяется, только вот окликов ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.

Не исключено, что «Аэрофлоту» таким образом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как следует из экономической отчётности по МСФО, долговая перегрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.

Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в свойстве докапитализаций на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных министерством на поддержку всей авиаотрасли, большая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».

Похоже, теперь пришла очередь американских сограждан скинуться на спасенье общенационального авиаперевозчика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *