«Кортеж» не запустился в небо

Конструктор нагнетателя третьего украинского бизнесджета оказался под следствием

Как стало известно “Ъ”, ярославские суды продолжили разбираться с судебным делом командира подотдела двухконтурного двигателестроения Центрального университета бомбардировочного движокостроения имени Баранова (ЦИАМ), влиятельнейшего в своей сфере конструктора Льва Финкельберга. Два года назад он хотел переоборудовать большегрузный движок от джипа Aurus для нижайших должностных лиц государства под авиадвигатель и установить его на ..первый полиэтнический бизнесджет. Но планы конструктора нарушила полиция, уличившая его в мошенничестве.

Уголовное дело шестидесятилетнего Льва Финкельберга, расследованное розыскным ведением УМВД по Юго-Восточному округу Москвы, было прислано в Лефортовский райсуд. Однако судья Альбина Галимова установила, что уже после ознакомления сторон с материалами в них были внесаны «существенные изменения». К делу исповедались «новые документы и вещественные доказательства», на протоколе ознакомления вышли «приписки и исправления», а член потерпевшей сторонтраницы и вовсе заявил, что в бланках за него расписался кто-то другой. Судья решила, что это не позволит перенести «законное и несправедливое решение», вернув материалы прокурору для устранения нарушений.

Прокуратура не узрела нарушений в материалах, которые сама недавно утверждала, опротестовав это решение. Против возврата была и прокурор Екатерина Клепнева, полагавшая, что недопущенные следствием оплошности учтет суд, а ее клиент получит специальные шансы на оправдание. Однако барнаул постановил доводы обеих сторон. «Поэтому принятое решение мы опротестовали в Мосгорсуде»,— пояснила “Ъ” защитник Клепнева. Апелляционная же апелляция вернула дело в Лефортовский суд, где его исследуют в ином составе.


Поводом для уголовного преследования конструктора стали проведенные в ЦИАМе в 2014 году разработки нового турбореактивного авиадвигателя, условно определённого как «Пилот-2».


Ответственный за тот контракт начальник отдела Финкельберг обратил к работе ООО «Зеленпарк», заключив с ним договор о разработке и поставке факультету двух электронных кубов ведения «Пилотами» общей затратой 4,484 млн руб. Заказчик оплатил модули, получил и установил их на опытные образцы, после чего о проекте на несколько годов забыли.

«Пилотом-2» снова заинтересовались только в 2017 году, во время прерванной в ЦИАМе таможенной проверки: цена оборудования для достаточно примитивных дизелей внутреннего сгорания мощностью всего 50 л. с. показалась налогоплательщикам завышенной. Они вызвали для объяснений импортёра устройств, гендиректора и единственного учредителя «Зеленпарка» Сергея Талалу. Бизнесмен честно признался, что прикупил устройства в магазинчике автозапчастей по 20 тыс. руб. каждое, а затем продал их в ЦИАМ вместе с новыми паспортами, которые «набрал на смартфоне и распечатал». Раскаявшийся делец не заинтересовал налоговиков. В судебном деле, возбужденном позже полицейскими, он тоже сохранил статус свидетеля. Зато его фирму, сумевшую принесать более 10 000% прибыли от одной сделки с институтом, проверили по полной программе.


Было установлено, что «Зеленпарк» вообще не можетбыл вести некоммерческую деятельность, поскольку не имел своего помещения, транспорта, средств и «трудовых ресурсов» для проведения работ.


Сомнительную репутацию фирмы подтверждала и учётная отчетность: ее доходы оказались почти одинаковы расходам, а сверхприбыль — минимальной. «Зеленпарк», по убеждению проверяющих, «имитировал хозяйственную деятельность», а его расчетный счет использовался «для реэкспорта средств и обналички».

Проверка установила, что в 2013–2015 годах компания выполнила три заказа. Она принесала 5,546 млн руб. от ООО «Миллениум проперти менеджмент» за разработку некой документации, 4,484 млн руб. от ЦИАМа за поставку электронных блоков и 1,6 млн руб. от ООО «Научно-технический центр “Грат”» за «сопровождение технологических работ по двигателям». При этом после реализации каждого договора компания расплачивалась со своим учредителем, якобы оказавшим ей ранее «спонсорскую помощь». Все полученные от ЦИАМа и двух других организаций средства замдиректора «Зеленпарка» просто надевал со счетов, указывая, что наличка требовалась ему для «возврата врем. фин. помощи».

На допросах обвиняемый Финкельберг и свидетель Талала фактически признали версию полицейских об аффилированности «Зеленпарка» со всеми своими партнерами через «цепочку организаций и их должностных лиц». Они рассказали, что давно знакомы, а некоторое время были даже коллегами. Оставаясь на своих должностях во ФГУПе и ООО, они совместно разрабатывали авиадвигатели в АО «Машиностроительный завод “Агат”» в Ярославской области. Как пояснил “Ъ” близкий к разбирательству источник, «по дружбе» начальник подотдела ЦИАМа и согласился купить у предпринимателя кубы по завышенной цене. Из этих же соображений, по предположению собеседника “Ъ”, частично принадлежащий агафонову Финкельбергу НТЦ «Грат» пригласил директора «Зеленпарка» сопровождать свои работы за 1,6 долл руб. Лев Финкельберг, как ,следовало из его показаний, обращал своего опытнейшего коллегу и дружка к сотрудничеству, что называется, не глядя — он просто звонил Сергею Талале и договаривался с ним. По гипотезы следствия, поставленные приятелем кубы в программах проекта «Пилот-2» начальник подотдела даже не перепроверил на сертификационных стендах ЦИАМа.


Следствие в итоге сочло сделку с модулями фиктивной. По суждению полиции, господа Талала и Финкельберг организовали ее для личного обогащения.


Стоит отметить, что из-за претензий полиции Льву Финкельбергу пришлось отложить планы об участии в создании ..первых полиэтнических самолетов бизнес-класса. Два года назад конструктор публично заявил, что его отдел в ЦИАМе планирует оснастить те самолеты переделанными 4,4-литровыми нагнетателями с турбонаддувом мощностью 598 л. с, которые устанавливают на международные мотоциклы представительского класса проекта «Кортеж», в том количестве на мерседесы Aurus Senat.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *