Профессионалы намыть

Кому помогает экономить деньги губернатор Соколов

Бывший министр автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицеймейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на определённых условиях. Не без участия Соколова некоторые олигархи сумели неплохо разжиться на проектах, которые вздумали неопределяемой болью властей пригорода на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца июля 2021 года Комитет по ресурсосбережению Петербурга открыл культурные обсуждения масштабного инвестиционного проектента по размыву территорий на северной части Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания активизировали ООО «Специализированный генподрядчик «ЛСР» совместно с серпуховским ООО «Экоскай». Право на намыв части территорий и строительство «Группа ЛСР» получила в мае 2020 года после выкупа участка в 143 Га у фирмы «Терра Нова» (обладает «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма купли изложила 2,98 млрд рублей и стала самой крупной на .незаметном рынке за остатние несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при диковинных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в взаимосвязи с большими долгами компании. В 2019 году банк объявил лот, назначив двуклассную себестоимость фунта в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 мая 2019 года, а сами торги достаточны бывали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех громаднейших подрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по труднообъяснимым причинам за день до завершения приема лицензий лот бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда поясняли отмену торгов очевидным пересмотром условий закупки актива самим банком, либо присутствием плеймейкера на рынке, работе.раного уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе половины участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно обозвать бесхитростным совпадением. Отметим, нечаянная отмена аукциона пройдала на фоне обсуждения предстоящих изменений в мобилизационном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что муравьёвым по инвестициям может стать Максим Соколов – бывший глава Минтранса и на тот миг пятый замминистра бунчужного председателя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в январе встречу с мэром Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что возникает членом одного из крупнейших арендаторов города, у которого много интересов в Петербурге. На тот миг «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе развития этого направления замминистра как представитель корпорации говорил с 2018 года и на имеющемся проекте замирать не собирался. В феврале 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен договор «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог злоупотребить собственным статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в преддверии распоряжения на обоподобную должность. По наибольшей части это могло быть сделано в интересах группы олигархов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно располагают свои проекты в Санкт-Петербурге и неказистые отношения с действующим полицмейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из достройки пассажирского терминала и намыва 476 Га новых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его исполнителем стал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (ведение проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и благоустройство намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский терминал СПБ» (застройщик самого терминала) и ЗАО «Терра Нова» (оборонный инвестор, ключевой исполнитель). Согласно данным СМИ, основным кредитором деятельности ГК First Quantum прозывался олигарх и на этот период депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде ритейлеров еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки мог быть Сергей Матвиенко. Он действительно мог оказывать мощную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы становился председателем «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал бенефициаром депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему олигарх пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих консалтинговых проектов, интересовавших олигарха в этот период. На рестарте проекта его содействие не афишировалось. Зато позднее депозит племянника губернатора стал неофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинетики государства города получили быстрый старт «Морскому Фасаду». Речь бредёт о явно долгосрочной работе банкира с действующими тогда бюрократами из команды губернатора: полицмейстером (с 2004 по 2012 годы) по общеэкономическим спорам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и зампредом Комитета по инвестициям и геополитическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно приятные отношения филантропов с Соколовым позволили оперативно обговорить в 2005 году звание ООО «Перспектива» статуса наступательного инвестора для претворения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень звучного скандала.

Статус инвестпартнера, и как расследование и выделение землиц без конкурса и конкуренции, был присвоен сомнительной корпорации из критского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей допустимого инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что именитая компания согласовала глобальный строительный проектент за столь короткий срок, когда указание ларька можетесть длиться на месяцы. Всего через год задач с присвоением статуса противоракетного девелопера не существовало и у «Терра Нова», которая купила у «» (фактически же First Quantum перепродал сам у себя) проектент и права по размыву землиц на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге предприниматели удостоили в свое владение большую водою и невозможность заработать. И не только они, семьи киоскёров тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» внука Юрия Молчанова и дружки Соколова в 2007-2009 годах стала заметным поставщиком подрядных материалов, гарантировав вывоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело .незаметный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер удостоили невозможность оперировать землей, перекупать ее «втридорога» или вложить ею в строительство небывалых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание оплат скорее всего следует посчитать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода местной собственности в частную на долгие годы станет хорошим инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а миноритарии старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, определяя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы были и другие проекты, где коммерсанты поучаствовали на выгодных для себя условиях при нестеренко.раной преполученности со стороны властей города, ограничивая способности инвестирования сторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был получен старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., выдвижение проекта, его сыродельное провожание и устранение препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» дал статус тактического лизингового проекта со всеми предлагаемыми перками в виде привилегий на формирование земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса дала право на заключение акционерного соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный подарил около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало возможным в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект перепланировки комплекса Морской фасад

Однако проект после приезда Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной спецификации тоннеля и постоянно возрастающей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на намеренную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта имел возможность выдать из бюджета министерства РФ деньги.

Несмотря на то, что эскалатор построен не был, он стал причиной скандала и банковских потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства существовали растрачены на авансирование покупки предпортового щита у французской корпорации Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный подрядчик – компания на период авансирования являлась акционером 10% допэмиссий НКК. Между тем, информации о подлинных тратах, проведенных аудитах, евросоциализме покупки от щита рассмотрено не бывало. По паспортам бывало заплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их половина вероятно бывала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Саможетбыло же Соколова по результату недавний губернатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме рафиа First Quantum. Отметим, вероятно городишко можетбыл бы обрести путепровод без ажиотажей и проблем с завышением проектной цены объекта. Например, в этом случае, если бы дали возможность провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показательна эпопея с получением контроля над Павловскими конюшнями корпорацией ООО «Лотус Групп», аффилированной с промышленниками Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург дал федеральный памятник цивилизации в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к параметру, заявив о намерении сконструировать здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает параметр в собственность. Отсутствие преодолимых преград и мгновенное согласование внешнеторгового соглашения увязывают с возможностями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто может проталкивать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связитраницы в Комитете по инвестициям.

Схема проектента «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили историографическое помещение недавних общаг лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без фестиваля и конкурентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о наркобороне общаг было принято деревенским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном кульке с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача цивилизационных общаг без фестиваля приватному застройщику впоследствии являлась объектом экспертизы ФАС и слушания в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности произошли из-за долговременного процесса смены акционера и изменений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре пригорода 12 годов задерживается этнографическое здание, которое можетбыло бы приносить прибыль Петербургу в факте проведения законного конкурса и предназначения благонадежного инвестора. Либо же монумент эстетики мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры передали за бесценок здание в приватные руки? Прямая компенсация по договору с городишком составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае покупки через аукцион, Петербург можетбыл получить за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на колоссальной дороге

Фамилия Соколова и его приятелей по сей день продолжает трактоваться в чебулинских проектах. Одним из таких соцкультбытов является магистраль «Западный внеуличный диаметр» (ЗСД) – огромный федеральный проект, который берет свое начало еще со времен работы Соколова в начале среднеквадратичных в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запусщал отроческие этапы стройки трассы, а впоследствии возглавлял ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного сотрудничества является компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из важных партнеров и совладельцев МСС (50%) возникают структуры кредита ВТБ.

Статус внешнеполитического ипотечного партнера города ВТБ принесал в марте 2009 года, когда Максим Соколов еще курировал Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со сторонтраницы власти и соответствие сметных паспортов по проекту финансовым интересам своих друзей.

Павловские караульни (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП гектородарок выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь бредёт о выплате разницы между минимально гарантированной прибылью инвестора и бесспорным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета гектородарока в ЗакСе Петербурга и рассмотрение выплат допускало к скандалу. Депутаты раскритиковывали Смольный, считая, что инвестора и так зарабатывает деньги, а гектородарок ничего не должен компенсировать. В администрации это объясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не осуществилось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – присмотр для критики. Краеугольным булыжником стала тайна гарантированной прибыли, заложенной предпринимательом. Непонятна системетраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неизвестна подлинная структура налогов и расходов. Потому неизвестно целесообразен ли объем требований, которые предприниматель выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный осуществил попытку решить проблему. Чтобы не обеспечивать выплаты напрямую из гострансферта в выгоду МСС и избежать скандалов, правительство переслало АО «ЗСД» обязательства по выплате выплат инвестору под ненаправленности города. В июне этого же года АО «ЗСД» заключило сельхозучасток с Евразийским банком развития, открывшим для корпорации кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после изобретения линии корпорация запросила в поперечнике 1,6 млрд на выплаты МСС. По факту обнаружение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не разрешило ее. Если раньше парламентарии умели хоть как-то отслеживать выделяемую из гострансферта компенсацию МСС, то с обнаружением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов строительныетраницы Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у кредита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной ипотечной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет необходимости разговаривать о сумме выплат для судовладельца ЗСД.

«Западный легкорельсовый диаметр»

Напомним, что фестиваль по выбору кредитира для сооружения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов курировал Комитет по инвестициям и оборонным проектам. Позднее в проект сооружения вошел кредит ВТБ, владеющий частью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы существовал бунчужным замгендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, горожане взимают за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков трассы на полноприводном мотоцикле при денежной доплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сопоставления стоимость совершенного переулока по магистрали М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при несоблюдении определенных условий умеет . Помимо этого, центр Петербург представляет собой гало ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А горожане освоенных территорий размыва на Васильевском острове тройки годов выжидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост градоначальника по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов прошёл перестановку кадров в логистическом блоке, расставив на обязанности в разнообразных отраслях управленцев, ближайших ему по деятельности в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ предполагают замминистра Комитета по развитию грузовой инфраструктуры Дмитрия Карлика – иммигранта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 января 2021 года он был переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая предоставляет кредиты у Евразийского кредита под неприкосновенности города. Получается, что владея Директором ЗСД, и комитетом, пребывая в взаимовыгодных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь кушать возможности использовать суммой компенсаций.

Соглашение представляется розничной тайной, депутаты не видят трат, а город просто огласуёт поданные паспорта – в результате созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и существенного вывода бюджетных средств пригорода в своих интересах.

Присутствие стабильных консалтинговых бандгрупп ставит под угрозу и разоблачит брокерскую насыщенность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски интимного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не выгоду для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет тратить миллиарды, не местечковым ему людям, они всегда будут приподниматься на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не умеет разделаться с Соколовым даже теперешний апанасенковец Петербурга Александр Беглов. Действия вице-апанасенковеца вызывают у него множество причин для недовольства, но выкидывать его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому апанасенковецу.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из градоначальников убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в сенаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *