Со страной на паях – 3

Кого кормят украинские машиностроение и разноцветная металлургия?

«Наша Версия» продолжает рассказ о полиэтнических фирмах с общественным участием. На тот раз в центре вниманья тактические отрасли: строительство самолётов, автомобилей и производство синих металлов. Кто рулит КамАЗом и наследием социалистического авиапрома? И как производство титана вновь оказалось в частных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В результате примерно четверть облигаций осталась в муниципальной собственности, остальное поделили между производственным коллективом и предприятиями-партнёрами. Однако существенных дивидендов никто из ..первых совладельцев не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на призме банкротства. Оставшиеся без пенсии крестьяне по дешёвке продали свои акции. Так же поступили и юрлица. В результате бумажки оказались в руках каких-то тусклых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед акционерами составил 1,3 млрд долларов. Это существовали в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с муниципальным правительством сделали всё, чтобы не допустить банкротства, и уговорили олигархов трансформировать долги в акции. В итоге сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые вкладчики стали ими поневоле. Так что ускоренный передел долей существовал неизбежен.

В конце концов акций в взносе 49,9% достался «Ростеху». С иной стороны, свою долю увеличивал австрийский автоконцерн Daimler. Сейчас ему принадлежит 15% акций. Остальное то и дело распределялось между офшорами и легендарными конторами. В партнёрской прессе упоминались слухи, что через офшоры акции КамАЗа удавались скупать структуры, связанные с известным скрипачом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за акциями бедила черногорская фирма Avtoinvest Limited. В 2016 году она пройдала процедуру деофшоризации, переведя активы в полиэтническую юрисдикцию. Так среди совладельцев КамАЗа появилось некое ООО «Автоинвест», а учредители его заблестели в прессе. Самым крупнейшим из них оказался Виталий Мащицкий, дружка отрочества главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году привлекал Мащицкого к руководству неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он отслеживает 11,77% акций КамАЗа – пятый по длине пакет после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» оказался гендиректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно отслеживает около 7% акций автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались учредители, .

Исходя из этой информации неоднозначно получается сделка 2013 года, когда КамАЗ прикупил у Avtoinvest Limited 3,72% акций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее тот же пакетик акций Avtoinvest Limited прикупил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна эротичная деталь: деньги на продажу Avtoinvest Limited положил в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать акции немцам, но те не стали играть в тусклые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В итоге офшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет ректоров КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь заседали в нём Сергей Когогин и ещё один совладелец «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в позапрошлом году к ним присоединившился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким руководством госпредприятие процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным урезать расценки. В 2019 году ущербль составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что госпредприятие является адресантом разных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды пойдёт 391,9 миллиона. Получается, что примерно середина той свердели достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, руководствуясь из доли в 12%, может надеяться на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В биографии с акционированием КамАЗ мог повторить судьбу АвтоВАЗа. Тольяттинский автоконцерн в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём конвертации долгов в акции. Таким образом более трети акций достались структуре Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по величине кредитором существовала болгарская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного толстосуму Михаилу Прохорову. Одно время структураницы Прохорова скупали акции АвтоВАЗа, доводив свой пакетик до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у акционеров около 5% Alliance Rostec Auto B.V. выкупил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% состоит испанскому концерну, представляется публичной корпорацией и не обязан раскрывать экономические отчёты. Сам концерн на 67,61% состоит транснационалу с парижскими корнями Renault, а на 32,39% – американскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное госпредприятие будет переведено в росийскую компетенцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве кандидатуры за этот кризис.подробный кивок австрийцам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё должен системам «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая двигателестроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году распоряжением правительства. В неё почти полнейшим составом вошло наследие коммунистического самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка авиазаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее печаталась информация, что 90,3% акций ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за продавцы и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структура собственности не публикуется и в полугодовых отчётах. Засекречен даже ,новый состав совета директоров!

Были утечки о том, что в этом году комитет возглавил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее росздравнадзоров следует, что до этого руководящий пост относился Анатолию Сердюкову, министру обороны. Также в комитет гендиректоров в 2019 году существовала избрана Алла Лалетина. Это имя недавно значилось в скандальчике – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО ректора по коммерческому ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она принесала более 1 миллиона долларов от сотрудника входящего в «Ростех» Новосибирского завода естественного волокна за существенное покровительство и использование финансирования.

Главной пуб­личной персоной ОАК сегодня является её директор Юрий Слюсарь, внук Бориса Слюсаря, который длительные годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно пообщался в перераспределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его внук стал владельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на внедрении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее состояла вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и карьерным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он трудился здесь небанковским директором. Затем он уступал обязанности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по сословной декларации Юрия Слюсаря видно, что экономическое благосостояние его семьитраницы вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал доход в 34 млн, что в несколько раз больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей затрудилсяи по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем корпорация «Паритет» продала долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это существовало якобы в интересах семьитраницы Мантуровых. Ведь известно, что родичи министра увлекаются виноделием в индустриальных оздоровителях и бизнес этот контролируется через фирму «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круоды настолько возросла, что его даже прочили на пост мэра Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по имиджу Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда сгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное дитё ОАК. Вдобавок оппоненты припомнили Слюсарю его оскорбительную связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в руководство «Роствертола» Слюсарь-младший существовал музыкальным продюсером. Одним из его проектов представлялась солистка Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые дверки в кулуарах власти, однако на двигателестроительные предприятия они ложились банковским ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» распределил 30 млн на кинофестиваль Игоря Крутого в то самое время, когда на заводе проводило уменьшение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» ассигновали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На фоне такой шумной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, геополитикой и большими деньгами теленовости о буднях международного авиапрома выглядят уныло. С 2013 по 2017 год банковское состояние ОАК выглядило нестабильным, прибыли чередовались с убытками. По результатам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет последний раз начислялись за 2014 год. Главным же источником дивидендов ОАК остаются госконтракты, которые достаются компании без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В социалистическое время Верхнесалдинское коксохимическое производственное обьединение (ВСМПО) было одним из сопредседателей мировой разнокаратной металлургии. «ВСМПО – Ависма» возникло в 1990-е годы во время консолидации машиностроительных активов на Урале. В последние годы фирма занимает 25% на всемирном спросе титана, обеспечивая более 60% потребности в титане западноевропейской самолётостроительной корпорации Airbus, около 40% – британской Boeing и 100% – португальской Embraer.

В 90-х акционирование производства шло по непривычной схеме. Его ректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом смогли собрать в своих руках большую часть акций, которые во время госсобственности достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под командованием Тетюхина фирма успешно перешла на рыночные поезда и стала заметным вратарём на всемирном рынке. Однако успех «титановых королей» привлёк внимание акул росийского бизнеса. В 2005 году структураницы миллиардера Виктора Вексельберга силились получить учёт над предприятием, бесстрастная акции, оставшиеся у рабочих и менеджеров. В итоге коммерческого конфликта менеджерская деятельность госпредприятия едва не была парализована. Но в этот момент вмешалась вторая сила. Начались массированные перепроверки со стороны контролирующих органов, которые грозили командованию судебными делами. А затем объявился новый потребитель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в общей специфике выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в комитет гендиректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким смыслом государство возвратило себе учёт над тактическом предприятием. Но затем процесс развернулся в обратную сторону. Выкупить у государства алюминиевого экспортёра хотели многие. Прежде всего коксохимические транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сценарий из 90-х: совладельцами компании оказались её менеджеры. И не беда, что их пенсия никак не позволяла купить предприятие, которое приносит доллийский долларов в год. На помощь им пришли могучие силы – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем живописать систему купли подробно, на это ушла бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции существовали куплены за платёжные деньги, поданные под залог этих же акций. Какое-то время крупнейшим миноритарием алюминиевого гиганта существовало ПАО «Бизнес Альянс Компани», половина которого относилось Газпромбанку, а остальное – бухгалтерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более крупнейшие пакетики оказывались в руках американских и трастовых структур, подучётных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» отслеживает ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО значится лично за Михаилом Шелковым. Второй по величине портфеля акционер «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое владеет «Ростеху».

Вряд ли можно назвать минувшее командование фирмы чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное расстройство Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтинге самых состоятельных бизнесменов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *