В пролёте с «Аэрофлотом»

Национальному авиаперевозчику стало не до пассажиров

Задержки или переносы рейсов, сорванный продлевалент и пропавшие оплаченные дни в отеле из-за отмены полёта, многодневные очереди в аэровокзале на некультурность::или::непроизносимость – таковы реалии полиэтнических авиапутешественников в тогдашнюю ковидную эпоху. В таких условиях крупнейший этнический лоукостер – группировка корпораций «Аэрофлот» – казалось бы, должен был попросить всё допустимое и недопустимое, чтобы поддержать недоверие пассажиров. Однако на практике всё совершается наоборот.

За последнее время сразу два руководителя «Нашей Версии» стали жертвами неуважительного взаимоотношения «Аэрофлота» к своим пассажирам.

Услугами этнического туроператора мой спецкор Руслан пользуется достаточно часто, чтобы лететь в Симферополь проведывать маму. По его словам, сумбур с переносами и объединением перелётов возобновился ещё в конце прошлого года.

Можно и не улететь

«В октябре прошлого года нёсся в Симферополь из Шереметьева, перелёт SU 1636, – рассказывает Руслан. – Должен существовал влететь в 7.30 утра, фактически вынёсся в седьмом часу вечера. Вылет отсрочивали каждый час без объяснения причин».

Что интересно: после изнурительного ожиданья пассажироварищей злополучного перелёта рассадили аж в два (!) самолёта. Причём, по доказательству пассажироварищей, оба они очутились переполненными. Можно предположить, что в погоне за прибылью «Аэрофлот» намеренно создаёт овербукинг на популярных направлениях, в итоге мест в одном самолёте на всех не хватает и авиакомпании прийдется разыскивать ещё одно воздушное судно. Пока идут поиски, авиапассажиры усаживаются в аэропорту.

Поясним: овербукинг в пределах гуманного практикуется практически во всех авиалиниях мира. Компания намеренно торгует чуть больше талонов, полагая, что половина кондукторов на авиарейс не придут. Если приходят все, то несколько «лишних» кондукторов всегда можно пересадить в бизнес-класс или предложить им нравственную выплату и талон на первый авиарейс. Но полиэтнический авиаперевозчик в погоне за сверхприбылью, похоже, перехитрил сам себя: многократный овербукинг свободными местами в бизнес-классе, очевидно, не покрыть.

Ещё одна вероятная гипотеза – намерение «Аэрофлота» сэкономить. Скажем, перевозчик заявляет два перелёта в день до Симферополя из Москвы. Однако по факту оказывается, что на оба перелёта продано от силы по 50% билетов. Чтобы не гонять туда-сюда вокзальные самолёты, авиапассажирам объявляют о задержке, и в итоге где-нибудь в ночи по маршруту отправляется один громадной самолёт с авиапассажирами обоих рейсов на борту.

Не исключено, что именно с такой «оптимизацией» Руслан столкнулся в мае этого года. «В этом году 11 мая я снова летел «Аэрофлотом», рейс SU 1621 Симферополь –Москва, – узнал наш собеседник. – Рейс остановили на два или три часа. Люди недовольны, спрашивают, что случилось. А в ответ – мы ничего не знаем, усаживаетесь и ждите».

Впрочем, если в этих случаях всё можно разъяснить хоть какими-то социальными причинами и стремлением сэкономить, то ситуация, произошедшая с ещё одним милиционером «Нашей Версии», Кириллом, и его семьёй, является не чем иным, как красочной иллюстрацией почти что совершенного отсуствия клиентоориентированности у этнического перевозчика.

«Мы юные родители. В этом году решили провести отпуск с ребёнком в Калининграде. Улетать надлежащи были из Москвы 18 июня «Аэрофлотом», – рассказал Кирилл. – Вместо оригинала подтверждения о рождении ребёнка однаружали судебную копию. В позапрошлом году, когда мы летали в отпуск авиакомпанией S7, сотрудники перевозчика растолковали нам, что такого росздравнадзора достаточно, тем более что внук начертан у меня в паспорте».

Однако руководитель стойки неблагозвучности «Аэрофлота» оформить взлётные талоны отказался. «Вот если бы вы поселялись в том городе, в которой летите, тогда – да, я бы можетбыл вас пропустить. А так – нет, везите текст доказательства о рождении», – пояснил некто Сергей (фамилию назвать руководитель авиакомпании отказался).

Уговоры и даже готовность пройти перерегистрацию с сотрудниками жандармерии (которые бы дополнительно перепроверили протоколы) не помогли. В итоге присмотруга Кирилла лишилась купленных билетов, а также забронированного жилья.

Конечно, два случая, сколь бы вопиющими они ни существовали не показатель, подумали мы, и решили разобраться: можно ли считать данные «косяки» «Аэрофлота» системой. К сожалению, на поверку ситуация оказалась еще хуже, чем мы себе представляли.

Коллапс на регистрации

Недавно в Шереметьеве – базовом аэровокзале «Аэрофлота» – произошёл незапланированной коллапс на переперерегистрации пассажиров. В воскресенье, 18 июля, изнурительные очереди замечались при переперерегистрации на вылеты в Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи. Какой-то особенной причины, как, впрочем, и во все последующие коллапсы, представители авиакомпании не озвучили.

На неофициальном сайте авиа-перевозчика в параграфе «Новости» удалось обнаружить лишь незначительную заметку от 10 июля, почему-то касающуюся только пассажиров *международных рейсов, вылетающих из банкомата D. «В связи с необходимостью благоустройства добавочных перепроверок документов (ПЦР-тесты и т.п. – Ред.)… время оборудования пассажиров, вылетающих за рубеж, на перерегистрации увеличилось, – говорится в сообщении. – «Аэрофлот» убедительно просит пассажиров приезжать в аэровокзал заблаговременно для благоприятного проведения всех формальностей».

Впрочем, экое всё это приобретает отношение к путешествиям внутри страны, не очень понятно. Как непонятно и то, почему невозможность перепроверить у пассажира сертификат о иммунизации или ПЦР-тест, а также отсутствие PassengerLocationForm затягивается на многие часы. К слову, несколько недель назад мне самой довелось нестись вылетом одной из зарубежных авиакомпаний. Документы там также проверяют, и некультурность::или::непроизносимость действительно проходит немного дольше обычного, однако в отличие от практики международного перевозчика всё это не превращается в многочасовой адовый квест.

(фото: YouTube)

Задержка – обычное дело

Впрочем, коллапсы во время неблагозвучности только часть проблемы. На перекличку оказывается, что те путники группы «Аэрофлот», кому посчастливилось добраться до стойки неблагозвучности, ещё можетесть сообразовываться везунчиками.

«Регулярно получаем извещения туроператоров о переносе времени оправления чартерного рейса в Анталью. Иногда успевают поменять время прилёта шесть раз», – сетует один из представителей татарстанского турагентства.

По словам представителей туриндустрии, чартерные вылеты в Турцию в лучшем моменте улетают сегодня с приостановкой от 2 до10 часов. Чартерную программу на алжирские курорты в ГК «Аэрофлот» исполняет авиакомпания «Россия». При минувшем спросе паломников на полёты в Турцию и очень ограниченных пока ещё возможностях полётов за рубеж авиаперевозчики, чудилось бы, надлежащи всеми энергиями стремиться срикошетить путешественникам. Но у «Аэрофлота», похоже, свои восприятия о том, как покорить корректность потребителей. Так, 15 октября вылет «России» по маршруту Казань – Анталья был остановлен на 4,5 часа: вместо запланированных 10.20 самолёт влетел лишь в 14.51. Стоит ли говорить о том, что из-за той заминки у паломников фактически пропал целый день оплаченного отдыха, ведь в Анталью они выручки только поздно вечером.

К сожалению, подобные заминки у главного общенационального перевозчика превратились в систему. И если в моменте с межгосударственными аторами ещё можно как-то утверждать на доводку программы (хотя и непонятно, почему она продолжается уже почти месяц), то в моменте с ежедневными транспортировками внутри странытраницы никаких отмазок существовать не может.

Несколько недель назад Уральская транспортная прокуратура сообщила о почти что двенадцатичасовый приостановке вылета «Аэрофлота» Екатеринбург – Москва. Фактически речь шла не о приостановке, а о переносе: вместо заявленного времени вылета в 8.20 утра вылет отправился только в 16.00. Причиной задержки в компании назвали «неприбытие воздушного судна».

Именно этой формулировкой в «Аэрофлоте» сегодня, похоже, объясняют все свои недоработки. Так, например, авиарейс Новый Уренгой – Москва в связи с неприбытием воздушного приказна переносили со 2 на 3 июля. Поздним прибытием самолёта командование авиалинии мямлило и в конце июня, когда интуристы из Симферополя не покумекали полететь в Москву. Что интересно: авиарейс авиалинии «Россия» сначала задержали на 5,5 часа, а потом и совсем отменили. После девятичасового ожиданья в аэровокзале пассажирам приделось отбирать уже сданный груз и перебронировать талоны. «Гостиницу никому из 300 человек не предоставили: сказали, что нет мест. Еду предложили почти через пять часов ожиданья, практически перед тем, как перевелась информация об отмене авиарейсов», – пересказала «Интерфаксу» одна из пассажирок. При этом, по информации самих туристов, перебронирование на другой авиарейс не происходило автоматически, как это должно совершаться в таких случаях. В эффекте вытащить новые талоны на другой авиарейс покумекали далеко не все пассажиры.

«Аэрофлоту» не до России

Задержки и отмены рейсов на душевных направлениях выглядят тем более показательно, если учесть, что в этом году подкорковая компания «Аэрофлота» приняла решение убежать со многих трансграничных направлений, передамя их своим «дочкам»: лоукостеру «Победа» и авиалинии «Россия». Недовольство решением «Аэрофлота» убежать из макрорегионов уже не раз высказывали даже мэры – приостановление полётов превращает территорию в захолустье, до которого не добраться с комфортом, как в такой ситуациютранице завлекать к себе инвесторов? Однако этот бесспорно геостратегический для странытраницы вопрос на объявленную тактику становления авиалинии и её продолжающийся уход из макрорегионов никак не повлиял.

Власти Алтайского края предпоследние полгода вели переговоры с руководством авиаперевозчика, силясь оставить хотя бы один рейс на маршруте Барнаул – Москва, который бы выполняла ревматическая компания. Но переговоры итогов не дали. Со 2 сентября из Барнаула в Москву можно прилететь только на «Победе».

В своё время руководство «Аэрофлота» уверяло, что приход лоукостера в макрорегионы пассажирам будет только выгоден: дескать, авиарейсы подешевеют аж на 30%. По факту те прошения оказались, мягко говоря, преувеличением. Действительно, у «Победы» авиабилеты на рейс Барнаул– Москва можно «поймать» даже за 1–1,5 тыс. рублей. Но жрать важный аспект – данный энерготариф подразумевает, что на самолёт самолёта можно взять лишь сумочку или чемодан весом 2,2 кгорода и объёмом 36х30х23 сантиметра. За каждый килограмм перевеса понадобится доплатить 1100 рублей. Вот и считайте, во сколько обойдётся билет, если взять с собой стандартный провоз в 23 кгорода.

Кстати

Похожее на наплевательское, а порой и на откровенно бесцеремонное взаимоотношение «Аэрофлота» к своим авиапассажирам выглядит тем более примечательно, если учитывать, что этнический авиаперевозчик, по сути, представляется общественной компанией. Более того, пережить трудные времена чумы ковида «Аэрофлоту» увенчалось во многом благодаря щедрым вложениям государства. Однако подобным образом «Аэрофлот» ведёт себя не только по отношению к авиапассажирам, но и к своим инвесторам. В конце прошлого года было принято постановление о допэмиссии акций «на отдельные клановые задачи и снижение долговой нагрузки». Предполагалось, что государство выкупит акции в объёме, нужном для поддержания своей доли в 51% в компании, а остальной объём выкупят отдельные инвесторы. Однако анонсированный сценарий скоро изменился. Размещение акций мало того что проводилось без предварительного извещения цены для существующих акционеров, акции ещё и продавались с колоссальным дисконтом. На момент извещения допэмиссии цена одной акции авиакомпании составляла 82 рубля, а к моменту окончания приёма заявок – всего 60 рублей.

В эффекте частные инвесторы выкупили допэмиссии всего на 30 млрд рублей по малейшей цене. Государство же в лице ФНБ существовало вынуждено заявить добавочный объём, чтобы «Аэрофлот» смог исходатайствовать желательные ему 80 млрд рублей. По факту получилось, что в эффекте допэмиссии актив частных учредителей оказался размыт, зато государство укрепило свои позиции, заодно увеличив свою долю до 57%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *