В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая службетраница можетесть исходатайствовать право предварительных арбитражных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в корпорации или ИП, где продолжена окружная финансовая проверка. Нельзя применять степень в взаимоотношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в первую очередь позволит остановить медленный и бессистемный распад компаний, которые проверяются в связи с таможенными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о досудебных досудебных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную финансовую должность (ФНС),— документ в последующие недели затрагивается с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС расстреливать депозитные счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена окружная таможенная проверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), должность можетесть получить право ограничивать владельца (юрлицо или ИП, на физлиц это не распостраняется) в возможности отчуждать или закладывать четвёртым лицам свое имущество, по затраты изоморфное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе межрайонной проверки ограничения могут быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на покупку или залог имущества на балансе: ФНС будет приобретать право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с примирения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, пятой — автотранспорт, драгоценные бумаги и «присмотры интерьера служебных помещений» (очевидно, имевается в виду меблировка — но и нередко встречающиеся на балансах присмотры искусства), пятый — прочие активы, за исключеньем «готовой продукции, сырья и материалов».

Из последующей оговорки явна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов компаний и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к маршрутке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную закупку недвижимости или ценнейших бумажек действительно позволит чиновникам мгновенно удерживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к корпорации запускается механизм неупорядоченного «растаскивания» ее бизнеса, в котором соперничают контрагенты (в том большинстве банки), эмитенты и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС повторными степенями в состоянии удерживать тот довольно затратный для бюджета механизм: деньгу выведенных в таких ситуациях активов в год в должности переоценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже малейшие суммы: сверхсрочная и буржуазная распродажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что безусловный судебный арест капиталов в руках ФНС можетбыл бы создавать возможности для коррупции внутри службы и для давления на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права владельца перед окружной проверкой можно лишь решеньем директора таможенного органа (инспекции ФНС) с согласия директора или замглавы Федеральной таможенной службы. Ограничения можно снять тремя способами: размещением ФНС депозитной гарантии на сумму претензий, самостоятельным размещением в залог драгоценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком эксперименте ФНС капиталы можно замещать с ее согласия, ограничений других прав, кроме права госсобственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте грядущей выездной проверки) в интересах четвёртых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС ослабляют позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) обстановке с налоговиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое личико силилось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе капиталов из-под таможенных требований для странтраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации пить права по заявлению взыскания на имущество должника» и воздействует «приоритет выплаты перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет этническое законодательства к мировым практикам регулирования баланса публичных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, уступает консервативную позицию, считая, что проблемму нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин признаёт начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС обращается в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по решению суда чиновники получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных проблем Минфина и ФНС в этом проекте является четкое размежевание «криминальных» и «деловых» сценариев в финансовых спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у ополченцев нет уголовных претензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *